МОЛОДОСТЬ, НЕ ВЕРЯЩАЯ В СТАРОСТЬ

«Дурочка» Лопе де Вега в Вахтанговском

— Когда мне нужно писать комедию, — признавался он, —  я запираю все правила на тройной замок и удаляю их. Правда, одно он соблюдал четко: события должны разворачивались вокруг главного сюжета и не столько сочинять, сколько наблюдать за тем, что происходит в жизни.

Его пьесы на первый взгляд немудрены, но прочитав их внимательнее, хитросплетений здесь предостаточно как и замысловатых образов. Он слыл великим мастером комедии, написав более 2000 произведений в стихах, а свою первую пьесу «Истинный любовник» сочинил в 13 лет, и она с успехом шла в театре.

Исследователи его творчества утверждают, что свои комедии он писал не более чем за три дня, а иной раз и за сутки. Бывало, что во время работы над своим произведением, за его спиной стояли актеры и, выхватывая листы с еще не просохшими чернилами, бежали репетировать. Чтобы завоевать интерес зрителя, главное в своих комедиях он отдавал лихо закрученной интриге с непредсказуемыми событиями и счастливым финалом. К тому же, он считал, что зрелище захватывает лишь, когда смотришь его впервые. Так впервые увидят спектакль «Дурочка» Допе де Вега в Вахтанговском в постановке режиссера Анатолия Шульева. Кстати, для первого драматурга и поэта Испании — современника Шекспира, родившегося 25 октября 1562 года в Мадриде, важным был прежде всего вкус зрителя, толпы. В то время в театре собиралась публика всех мастей из социальных слоев.

На сцене смешивалось комическое и трагическое, а язык комедии должен быть таким, как в повседневной жизни. «Дурочка» — одна из немногих пьес Лопе де Вега, которая сохранилась до нашего времени в подлиннике с личным автографом автора, датирована 28 апреля 1613 года. Сюжет комедии, на первый взгляд, довольно прост. В обеспеченной семье две дочери на выданье — умница и красавица Ниса и Финея – девушка, что говорится, с приветом, дурочка. Их богатый дядюшка завещал всё свое наследство придурковатой Финее. Отец сестер —  Октавьо спешит выдать её замуж за дворянина Лисео.

Ниса при её уме и красоте найдет сама себе жениха. Она уже и нашла себе суженого — бедного поэта Лауренсьо. Однако, приданое ее сестры становится главным бедного поэта Лауренсьо, готового на все, ради получения наследства глупой Финеи. Он терпит её непроходимую тупость, проводит с нею время, объясняясь ей в любви, и, в конце концов, покоряет её сердце. Любовь к Лауренсьо меняет девушку настолько, что окружающие – отец, сестра, женихи и даже слуги удивляются её преображению и перестают её узнавать.

Из полной тупицы она превращается в разумную и рассудительную и вовсе не хочет выходить замуж за Лисео, который предназначен ей в мужья. Лисео, впрочем, уже не стремится стать мужем дурочки и терпеть ее глупости всю жизнь, тем более, что он безумно влюблен в красавицу-бесприданницу Нису. Он сам богат, а умная жена вполне может сделать его еще богаче. Такой непредсказуемый поворот событий вовсе не устраивает отца взрослых дочерей. Накануне свадебных торжеств интриги плетутся одна за другой, и бывшая дурочка здесь проявляет немалую сообразительность и выдумку.

Одна из интригующих пьес Лопе де Вега «Дурочка» — комедия «плаща и шпаги», как водится, заканчивается счастливо, все добиваются того, о чем мечтали. Однако, счастливый финал оставляет «за кадром» привкус иной реальности. В вихре любовных приключений словно стираются корыстные мотивы женихов, отцовские надежды поскорее сбыть глупую дочь благодаря её солидному приданому, душевные раны Нисы, страстно влюбленной в поэта Лауренсьо, который предает её и делает ставку на изрядный куш, предпочитая женитьбу пусть на дурочке, чем на бесприданнице.

Так забавная история с мнимым счастливым финалом навевает размышления о том, как могли сложиться судьбы героев, будь на то воля автора и предпочтения зрителей. Пьеса вполне современна и актуальна, несмотря на её 400-летний возраст. Как известно, ничто не ново под луной, потому и взаимоотношения героев вполне узнаваемы и предсказуемы. Сколько нынешних женихов готовы жениться на дурочках, лишь бы сорвать крупный куш и попасть в высший свет. Невесты и их родители предпочитают совершить свадебную сделку на выгодных для всех условиях.

Вахтанговская версия комедии Лопе де Вега – легкое незамысловатое приключение молодых, задорных, влюбленных в жизнь людей, готовых на любые приключения ради любви, мечтаний, поиска радости жизни в ярком, с большой выдумкой исполнении молодых вахтанговцев. Финея в воплощении актрисы Екатерины Крамзиной с первых же сцен спектакля не оставляет никаких сомнений в её полном отсутствии ума. Порой, даже не верится, что она сможет превратиться в разумное существо.

Однако, её внезапное преображение поражает настолько, что остается только уверовать в то, что любовь способна на многое, в том числе, подарить человеку разум. Героиня актрисы Ксении Кубасовой красавица и умница (до полного комплекта не хватает добавить — «комсомолка») Ниса настолько ярка и самовлюбленна, что не всякий отважится завоевать её любовь. Бедный поэт Лауренсьо в исполнении актера Константина Белошапки изыскан, умен, сметлив, готовый преодолевать любые превратности судьбы, лишь бы добиться желанной награды в денежном исчислении, а в придачу и поумневшую дурочку. Его конкурент в любовных интригах Лисео в воплощении актера Александра Галочкина – слегка туповат, глуповат, но движимый искренней любовью к Нисе, преображается, подобно Финее, и становится  более-менее отесанным и достойным руки интеллектуальной Нисы.

Особая роль отца в исполнении заслуженного артиста России Олега Форостенко.  Его Октавьо – рассудителен, предприимчив, не терпящий противоречий и непослушания. Слуги в исполнении молодых вахтанговцев вполне поспорят по мастерству и дарованию с главными героями. Каждый из них – своя особая история на сцене и актерская удача. Музыка в спектакле не только придает действию романтический колорит, но и создает современные мотивы.  Декорация — деревянная выгородка, напоминающая то ли ринг, то ли борцовский барьер, за которыми происходят основные события. Когда герои покидают её,  будто освобождаются от  преград, в которых оказались.

«Дурочка» — пьеса о молодости, любви, противоречивых чувствах и поступках, — говорит режиссер постановки Анатолий Шульев. — Но не только. Еще она про столкновение поколений и разных взглядов на жизнь. Одинокий отец Октавьо — это старый патриархальный мир, в котором «наука женщины — рожать детей и молчаливой быть». Он сталкивается с миром своих юных дочерей, каждая из которых по-своему отстаивает собственные права на личность: одна совершенствует ум, другая прячется под маской наивности в своих мечтах». Спектакль смотрится легко, непринужденно, не заставляя особо задумываться о любовных коллизиях, и тем более о том, что ждет героев «Дурочки» в будущем. …Розы, стихи, улыбки, свадьбы – молодость, не верящая в старость.

Фото автора.

Видео фрагменты спектакля «Дурочка»

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.