БАЛЕТ ДЛЯ КОРОЛЯ

«Мольер. Экспромт» — театральная феерия в «Школе драматического искусства»

Побывать на репетициях театра самого Мольера? Фантазия, мечта, утопия? Почему бы нет? Всего-то — перевести часы на три с половиной века назад и…запросто окажешься в гостях у знаменитого французского комедиографа XVII века. Да еще за кулисами!

Не всякому именитому критику повезет увидеть спектакль классика до премьеры. А тут — репетиция комедии «Версальский экспромт» в самом разгаре — актеры  поют, танцуют, даже фехтуют. На сцене — фрагменты пьес «Тартюф», «Мнимый больной», «Мизантроп», «Смешные жеманницы», «Критика «Школы жен», «Господин де Пурсоньяк».

Иногда, правда, в репликах героев слышится современный сленг. Может, ослышались? Видно, актёры еще не успели, как следует, выучить роли, потому слегка путают текст и  время. Но премьера на носу — Король-Солнце вот-вот должен прибыть, а на подмостках полная неразбериха  — то ли экспромт, то ли импровизация,  то ли репетиция. Слуги Его высочества торопят Мольера – ведь главное для Людовика XIV в спектакле — хороший балет! — излюбленное увеселение при дворе, когда монарх со свитой становятся

исполнителями . А тут ещё давний конкурент труппы Мольера — театр «Бургундский отель» как всегда строит козни, высмеивая знаменитого комедиографа за его пристрастие к фарсу. По мнению «бургудцев»  этому «низкому» жанру не место на театральных подмостках — скорее, на ярмарках на мосту Пон-Нёф, ширина которого, кстати, всего-то 20 метров. Вообще, трагедия –  не конёк господина Мольера — он предпочитает

естественную игру вместо напыщенного стиля пафосных трагедий «Бургундского отеля». Начались эти театральные распри с тех пор, как Мольер получил от Людовика XIV сцену Пти-Бурбон и покровительство брата короля. Узнать ли про эти интриги, не окажись за кулисами театра классика?  Счастливчикам-театралам XXI века – почитателям таланта знаменитого комедиографа  удалось-таки, несмотря на охрану Короля-Солнце, проникнуть в сад Версальского дворца 14 октября 1663 года, где давали  премьеру комедии «Версальский экспромт», а 4 ноября побывать в театре Пале-Рояль.

Их восхищению не было предела — актеры играли безупречно, балет превзошел все ожидания. Тщеславие, предательство, низкопоклонство, лицемерие, стяжательство и другие болезни общества награждались хлесткой сатирой со сцены. Многие высокие и не очень персоны с неохотой тайно признавались себе в  своих пороках и скрытых  помыслах.  Невероятно, но Жан-Батист Мольер запросто заглянул в будущее, хотя, с классика станется.Те же пороки и недуги властвуют над людьми и сегодня.

Впрочем, не сбилась ли  вездесущая карета времени с пути, оказавшись вдруг в России XXI века? Может, наш соотечественник — умелый программист ловко изменил маршрут колесницы времен и направил её, не сворачивая, из XVII века в нынешний? Затормозив возле красочной афиши «Мольер. Экспромт» московского театра «Школа драматического искусства», что на Новослободской, старинная машина времени остановилась, высадив

заядлых путешественников-театралов. В Большом зале Мейерхольда их ожидали, как ни странно, суета и переполох. По сцене бегали актеры в старинных умопомрачительных костюмах, повторяя на ходу диалоги. Музыканты в гриме и без толпились у рояля, рядом суетились рабочие сцены. Режиссер торопил всех, давая последние наставления. К некоторым комедиантам, если что не так, он был особенно строг. Впрочем,  на сцене нет  никаких декораций, кроме фонарей и рояля. Ничто вообще не напоминало о представлении, разве что репетиция идет полным ходом. Публика, однако, в недоумении — обещали премьеру, а здесь всё репетируют!

Звучит старинная музыка барокко, на сцене блистательный балет, видимо, для Короля. Но что-то, видно, пошло не так, раз опаздывают с началом представления. «Что доложить Его высочеству? Когда же, наконец, премьера?» — с насмешкой  уточняет господин Досталь (Иван Товмасян) — цензор, верноподданный  монарха, который зорко следит за репетициями труппы Мольера – как бы знаменитый комедиограф не натворил бы чего…На сцене —  «театр в театре», импровизация по пьесам знаменитого французского комедиографа «Мольер. Экспромт»  продолжается. Кто-то из зрителей, быть может,  увидит в этих  виртуозных театральных хитросплетениях лишь путаницу, но импровизация, закулисье театра — всегда сюрприз и непредсказуемость.

«Позвольте, — удивится дотошный читатель, — но ведь мы уже побывали на репетиции и премьере этой пьесы, промчавшись через века в карете времени? Или это был тоже фантастический экспромт-импровизация?» Верно. Актеры мастерской  Олега Малахова и Александра Огарева — создатели спектакля «Мольер. Экспромт» отправились в фантастическое путешествие в той же карете времени, которую, кстати, ценителям-исследователям творчества великого драматурга XVII века Жана-Батиста Мольера предоставил им сам Король-Солнце. Они показали Мастеру свою постановку — (недаром со сцены слышались реплики на современном сленге), которую классик одобрил, уточнив некоторые нюансы, и даже пригласил их на свою премьеру в театр Пале-Рояль.

Вернувшись в Москву вместе с актерами «Школы драматического искусства»,  режиссер Олег Малахов, вдохновленный уроками великого драматурга, представил свою версию комедии «Версальский экспромт». Импровизация по пьесам Мольера стала праздником-феерией с блистательным балетом, объединив на сцене фрагменты сатирических пьес Мольера в оригинальный спектакль.

Благодаря незаурядному дару, профессионализму, вдохновению создателей спектакля действо не превратилось в высокопарное назидание потомкам. Правда, общение г-на Мольера (Олег Малахов) со зрителями отчасти напоминало театральный капустник. Хотя, это ведь тоже импровизация. Содержание спектакля, понятно, пересказывать нет смысла – смотреть комедию «Мольер. Экспромт» стоит с чистого листа для свежих впечатлений, не  сравнивая увиденное с текстом и другими постановками — зарядиться эмоциями комедиантов «Школы драматического искусства», послушать непревзойденную музыку барокко и увидеть лучший балет для Короля-Солнце.

После премьеры…

Фантастическое путешествие закончилось, но «Мольер. Экспромт» открывает занавес… которого, впрочем, нет. Просто идет репетиция!  Прозвенел третий звонок…

Фото автора

видео фрагменты спектакля «Мольер. Экспромт»

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.