Русская хандра в музыкальной драме «Чудный сон Татьяны»
Вальсы, мазурки, полонезы… Татьяна видит мистический сон, предвещающий ей странную судьбу. Чёрный человек-рок — теневое эго Онегина, предрекает судьбы героев. А пока Онегин и Ленский на игрушечных лошадках мчатся на бал к Лариным, где их ждет домашний театр с клоунами, куклами, фокусами и хороводами.
Татьяна каллиграфическим почерком на огромном свитке, раскатанном по сцене, пишет письмо Онегину. Чучело дяди «самых честных правил» родня в шапках-ушанках отправляет, наконец, на покой.
Черный человек убивает на дуэли Ленского, а потом и самого Онегина. В таком вихре событий музыкальной драмы «Чудный сон Татьяны» в постановке Олега Малахова по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в театре «Школа драматического искусства» главный герой — «Непостоянный обожатель/ Очаровательных актрис,/ Почетный гражданин кулис…» умудрился даже заболеть —
«… Русская хандра/ Им овладела понемногу;/ Он застрелиться, слава богу, / Попробовать не захотел,/ Но к жизни вовсе охладел». Вряд ли кто незнаком с этим произведением, которое «проходят» еще в школе. У каждого, понятно, свой «Евгений Онегин», и «Чудный сон Татьяны» спектакль авторский. В каждой мизансцене здесь можно увидеть то, что при беглом прочтении романа нерадивый читатель мог что-то упустить. Найти в хрестоматийном произведении своё и представить на сцене – непростая задача для художника.
Но и зрителю, порой, нелегко разгадать замысловатую сценическую версию классики. В фойе простодушный зритель недоумевал, почему на сцене сразу несколько Татьян? В нумерологии число семь, — столько исполнительниц роли главной героини, — означает нечто необычное, мистическое, небанальное мышление, связь с таинствами мира, размышление, познание загадочного.
Знатоки театра глубокомысленно обсуждали мудреную постановку, отмечая сочетание мистически-мрачного с почти опереточными мизансценами. Любовная лирика, оперные арии, музыка Чайковского, Мусоргского, Глинки, Бородина, Глазунова сопровождали действо, придавая ему эмоциональную насыщенность. Выпускники мастерской Олега Малахова Института культуры и искусства МГПУ впервые представили свой спектакль на сцене «Манеж» театра «Школа драматического искусства».
Образ Татьяны мастерски исполнила Анна Кутняк, разве что, в вокальных партиях, порой, не хватало пластики. Онегин в исполнении Константина Саковича предстал «молодым повесой», о котором «Свет решил,/Что он умен и очень мил». Ленский – «Красавец, в полном цвете лет,/ Поклонник Канта и поэт» — Кирилла Теплякова, сраженный роком — Черным человеком, остался в памяти наивно-положительным героем в белом фраке.
Ольга — Ксения Мачихина представила свою героиню бесхитростной и наивной. Проникновенным и запоминающимся стал актерский дуэт Алины Чернобровкиной и Александры Лахтюховой, исполнившие роли княжны Алины и матери Татьяны. Один из главных героев постановки Черный человек в исполнении Андрея Лушникова держал весь спектакль в роковом напряжении, не давая расслабиться ни героям, ни зрителям.

После чудного сна…
Раскрывать для себя новое всегда интересно, тем более, расшифровывать классику в оригинальном прочтении. А как истолковал бы «Чудный сон Татьяны» Пушкин?
Фото автора
Фрагменты спектакля «Чудный сон Татьяны»