ФАЛЬШИВАЯ СДЕЛКА

проигрыш Сальери в спектакле «Амадей» в Вахтанговском

Гений и ремесленник. Судьба их свела в одно время и на одном поприще. Гений блеснул во Вселенной, оставив яркий след. Ремесленник был одаренным композитором — сочинил 42 оперы, 5 месс, вокально-инструментальные произведения. Его произведения имели огромный успех при дворе австрийского императора Иосифа II, где он занимал пост придворного капельмейстера — одного из самых высоких музыкальных постов в Европе. Среди его учеников были Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист, сын Моцарта Франц Ксавер и другие знаменитые музыканты XIX века.

Имя итальянского композитора  Антонио Сальери знала вся Европа. Однако, несмотря на свое признание, он прекрасно понимал различие между талантом и гениальностью, что даруется свыше. Тщетно он пытался разгадать тайну: почему выбор Всевышнего пал вовсе не на него, а на какого-то провинциала, выскочку из Зальцбурга Вольфганга Амадея Моцарта?

Ведь это он пытался заключить сделку с Богом, пообещав вести праведную и целомудренную жизнь, взамен за гениальность. Но, как известно, Бог на сделки не идет. Вместо Сальери он выбирает в гении Вольфганга Амадея Моцарта. Понимая, что обделен Богом, оставаясь лишь тенью Моцарта, Сальери отказывается от несостоявшейся сделки, пытаясь отомстить Всевышнему за то, что его избранником стал другой. Сальери пытается доказать окружению двора Императора Иосифа II, что взбалмошный выходец из Зальцбурга не стоит внимания высшего света, понимая, однако, что гений Моцарта не превзойти.

Сальери вынужден признать, что между гением и ремесленником огромная пропасть. От этого он впадает в отчаяние и обреченность… Об этом премьера спектакля «Амадей» в Вахтанговском театре в постановке Анатолия Шульева. Современники Сальери утверждали, что его положение при дворе императора Иосифа II было прочнее, чем у Моцарта. Его сочинения имели огромный успех, и против Моцарта он козней не строил. Его знали как человека достойного и прекрасного педа­гога. Миф о том, что  Сальери заказал Моцарту «Реквием» накануне его смерти и отравил его, давно развенчан, но клеймо преследователя гения осталось.

«Реквием» заказал некий композитор-любитель, чтобы выдать сочинение за свое, для своей умершей жены. Заказчик не торопил композитора…  Сальери в исполнении Алексея Гуськова не выглядит злокозненным мстителем. Это, скорее, несчастный человек, несмотря на все почести при дворе, который никак не может  ответить себе на вопрос, почему, все-таки, Бог избрал в гении не его, а другого. От этого его жизнь превращается не только в бесконечную  зависть, но  в полную безысходность и даже депрессию. Актер создает убедительный образ отнюдь не злодея-завистника, интригана и  угодливого царедворца, а философа, мыслителя, в чем-то даже музыканта-неудачника, жизнь которого омрачена одной мыслью:  почему гениальность, дарованная свыше, обошла его? Его терзания, метания, воспоминания о прежней безоблачной жизни, появлении Моцарта в Вене, направлены лишь на душевное самоистязание. Однако, в финале спектакля мы слышим его пронизывающую душу исповедь-покаяние:

«Гениев единицы, а нас, посредственностей, миллиарды. А нам-то что делать? Да жить. Просто жить. Не лишайте себя радости! Делайте, что хотите! Не пропускайте радости жизни! Посредственности всего мира, я, Антонио Сальери, ваш святой и покровитель, благословляю Вас!» Образ Моцарта в исполнении Виктора Добронравова решен своеобразно и  непредсказуемо. Он бравирует своим талантом, который ему достался по Божьему провидению. Свои произведения он пишет легко, быстро, представляя их на суд Императору и его окружению. Он — сама непосредственность, позволяет себе всевозможные фокусы, кривляния и выкрутасы. При дворе он, порой, мяукает, играет бутылками в бильярд, называет итальянцев в лице Сальери  «вонючими гадами», которые «понаехали».

На сцене он — баловень судьбы, божий избранник, который по мановению волшебной дирижерской палочки может за одну ночь написать музыкальный шедевр. Увертюру к опере  «Дон Жуан», к примеру, Моцарт написал за одну ночь. Когда же австрийский Император Иосиф II  впервые услышал оперу Моцарта «Похищение из сераля», он заметил автору: «Слишком хорошо, для наших ушей, и кроме того, Вам не кажется, что слишком много нот?» «Ровно столько, сколько нужно, ваше Величество», — ответил Моцарт. Гений в исполнении Виктора Добронравова танцует хип-хоп и брейк под свой концерт для фортепиано. Таков на сцене весельчак-Моцарт — удачливый гений, баловень судьбы.

Жена Моцарта Констанция в исполнении Екатерины Крамзиной — антипод её бесшабашного избранника – заботливая, верная, влюбленная в мужа-музыканта, судьба которого зависит не только от его гения. У каждого персонажа спектакля – своя яркая сценическая история, в которой актеры создают неповторимый образ. Император Иосиф II (Федор Воронцов) – элегантный, эпатажный, экзальтированный, любящий праздники, фейерверки и музыку. Королевский гофмейстер фон Штрек (Валерий Ушаков) – настоящий полковник, всех строит, говорит по-немецки, иногда по-русски. Директор Императорского оперного театра Франц Розенберг (Александр Рыщенков) – непререкаемый авторитет, демонстрирующий глубокомысленное величие. Префект Императорской библиотеки, член масонской ложи барон Ван Свитен (Евгений Косырев) – загадочный, услужливый тип при дворе. Ученица Сальери, оперная певица Катарина Кавальери (Каролина Койцан) – подающая надежды и не только.

Особая роль музыки в спектакле, которая делает постановку более зримой и многозначной. Оформление спектакля — Максима Обрезкова, как всегда, стильно, впечатляюще, оригинально.  «Это история о природе таланта, о вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью, и о его беззащитности перед Вечностью, — говорит режиссёр Анатолий Шульев. — Антонио Сальери когда-то был самым популярным и востребованным композитором Вены, но теперь, в старости, он всеми забыт. Больше всего на свете Антонио боится забвения. Он готов на всё, лишь бы остаться в памяти потомков. И он не понимает, где в прошлом что-то пошло не так. Для этого старик Сальери погружается во сны наяву – в воспоминания о прошедшей жизни, где он ещё молод, успешен, и где ещё жив тот, кого мир помнит и любит до сих пор – гениальный и неразгаданный Вольфганг Амадей Моцарт».

«Амадей» — спектакль сложный, философский, с историческим подтекстом, достаточно лиричный и, в то же время, с элементами буффонады и фарса. Чудак Сальери пытался заключить сделку с Богом, но не знал, что это бесполезно и невозможно. И это его погубило.

Из чернильницы

Смутят аплодисменты уши!
И шепот змей-афиш,
Да разве будут слушать?!
Бурлят-шипят,
Ну, может, день-другой
И всё; афиши-листья
Ветром унесет,
Где тщетно – славные места –
Там вечно – пустота…

Екатерина Куштапина

Матильда знает себе цену

видео фрагменты спектакля «Амадей»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.