Владимир Маяковский «Без галош элегантнее» — премьера в театре Терезы Дуровой
Его любили и ненавидели, смеялись и восторгались, травили и превозносили. Не обошла его и тюрьма – в Бутырке он отсидел 11 месяцев в одиночной камере № 103. Он был бескомпромиссным, потому неудобен властям. Некоторые его называли «попутчиком», а не «пролетарским писателем». Несмотря ни на что, его имя стало культовым.
В его стихах – Россия начала XX века без прикрас и, в то же время, полная романтики и восторга. Читать его стихи на диване, за чаем на кухне, в скверике на лавке – вряд ли понять поэта-бунтаря.
Как не в театре, со сцены-трибуны слушать и ощущать смыслы и ритмы стихов Маяковского? Пламенная театральная исповедь – музыкальный спектакль-посвящение «Владимир Маяковский «Без галош элегантнее» звучит сегодня в театре Терезы Дуровой. Поэтическая фантазия в красках, где музыка и стихи сливаются в один голос. Энергия поэзии пронзает душу, будто и не прошло более века, а Маяковский шагает рядом и также, наотмашь, срывает маски с тех, кто сегодня прячется под личиной лицемерия и ханжества: «Пробиваюсь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости…»
… В таинственной портняжной мастерской шьют костюм будущему поэту. Под звуки джаза обитатели мастерской, облаченные в стильные костюмы начала XX века, фланируя по сцене,читают стихи о Резинотресте:
Безгалошные люди,
покупайте галоши,
скидок не будет.
«Без галош элегантнее» —
это ложь!
Вся элегантность от наших галош.
Страницы биографии поэта проносятся на сцене. Один эпизод сменяет другой, где он предстает не только в своих известных произведениях, но и не в столь популярных. «Я сам расскажу о времени и о себе», — пишет Владимир Маяковский. «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое».
На сцене Маяковский — в модной элегантной желтой блузе и штанах, немного вызывающий среди друзей-поэтов. Они, впрочем, не уступают ему ни в стихотворной моде, ни в модной одежде. Ведь поэт — трибун, он обращается к публике со своим пламенным словом. «20-й год. Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей». Перелистывая на сцене еще одну страницу биографии поэта, эти несколько сжатых строк превращаются в оригинальный, пластический, музыкальный, зрелищный спектакль, полный вдохновенья и эмоций.
«23-й год. Организуем «Леф». «Леф» — это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма. …Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский. Написал: «Про это». По личным мотивам об общем быте. Начал обдумывать поэму «Ленин». Один из лозунгов, одно из больших завоеваний «Лефа» — деэстетизация производственных искусств, конструктивизм. Поэтическое приложение агитка и агитка хозяйственная — реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». Прочесть биографию поэта в литературных источниках, конечно, интересно.
Увидеть его жизнь на сцене – придти к нему в гости, познакомиться с его друзьями, окунуться во времена вековой с лишним давности, однако знакомые и близкие сегодня нам по духу и мечтам. Увидеть молодого Маяковского и спросить себя: «Таким ли ты его представлял — бунтарем, романтиком, бесшабашным, резким или лиричным?» Вновь придти в библиотеку перечитать его стихи, пойти в музей Маяковского, который, кстати, один из полноправных создателей спектакля, словом, увидеть своего Маяковского.
Музыка композитора Сергея Кондратьева в исполнении джаз-оркестра рассказала на сцене свою историю жизни поэта — яркую, неповторимую, в ритмах прошлого века. Костюмы (Виктория Севрюкова) – особая песня, настолько они одушевляют своих героев, что восторженных эпитетов вряд ли хватит на каждый отдельно взятый костюм.
Актеры – Руфат Акчурин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин, Георгий Шабанов — молоды, красивы, пластичны, на сцене отменно читают стихи, поют, танцуют, проживают отчаянную жизнь поэта времен расцвета футуризма в России, страдают и веселятся. В общем, работают на все сто. Не избежать ложки дегтя: жаль, что в спектакле «Без галош элегантнее» не появилась любовь Маяковского — Лиля Брик- прозвучали лишь стихи, посвященные ей. Или его последняя возлюбленная Вероника Полонская. Это прибавило бы постановке интриги и загадочности.
О костюмах, в которых эти дамы- музы могли бы предстать на сцене, не приходится и мечтать. Историки, биографы творчества знаменитого поэта, литературные критики открывают новые страницы жизни поэта. Маяковский не исчез с полок библиотек, как многие его современники-поэты. В музеях открываются выставки, посвященные «агитатору, горлану-главарю». Он обращается к нам «во весь голос» на творческих встречах, в клубах, народных праздниках, по радио, с телеэкрана:
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Сегодня его стихи актуальнее и популярнее многих нынешних поэтов, — за исключением, разве что, Владимира Высоцкого, — среди которых, увы, нет того страстного глашатая как Маяковский. Строки поэмы «Во весь голос» он писал, когда ему оставалось жить немногим более трех месяцев: «Я к вам приду в коммунистическое далеко…» Он верил в мечту, однако, и поэты, порой, ошибаются:
…пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Сегодня его поэзия стоит особняком среди других, и захватывает дух так же, как в те далекие времена перемен в России начала XX века. Наверняка еще и потому, что сегодня тоже время больших перемен…
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Фото автора.
ТАНГО С СУДЬБОЙ
Похож друг на друга
Каждый прохожий –
Их так много,
Идущих в ногу.
Если вдруг выходишь из строя,
В тот же миг растопчут толпою.
Главных два ритма
Я усвою:
Грохот марша мне жизнь заполнит,
Или тайно…
Танцую танго…
В белом танце… с своей судьбою…
Екатерина Куштапина