РОДОМ ИЗ РЕЗИНОТРЕСТА

Владимир Маяковский «Без галош элегантнее» —     премьера в театре Терезы Дуровой

Его любили и ненавидели, смеялись и восторгались, травили и превозносили. Не обошла его и тюрьма – в Бутырке он отсидел 11 месяцев в одиночной камере № 103. Он был бескомпромиссным, потому неудобен властям. Некоторые его называли «попутчиком», а не «пролетарским писателем». Несмотря ни на что, его имя стало культовым.

В его стихах – Россия начала XX века без прикрас и, в то же время, полная романтики и восторга. Читать его стихи на диване, за чаем на кухне, в скверике на лавке – вряд ли понять поэта-бунтаря.

Как не в театре, со сцены-трибуны слушать и ощущать смыслы и ритмы стихов Маяковского? Пламенная театральная исповедь – музыкальный спектакль-посвящение «Владимир Маяковский «Без галош элегантнее» звучит сегодня в театре Терезы Дуровой. Поэтическая фантазия в красках, где музыка и стихи сливаются в один голос. Энергия поэзии пронзает душу, будто и не прошло более века, а Маяковский шагает рядом и также, наотмашь, срывает маски с тех, кто сегодня прячется под личиной лицемерия и ханжества: «Пробиваюсь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости…»

…  В таинственной портняжной мастерской  шьют костюм будущему поэту.  Под звуки джаза обитатели мастерской, облаченные в стильные костюмы начала XX века, фланируя по сцене,читают  стихи  о Резинотресте:

Безгалошные люди,
покупайте галоши,
скидок не будет.

«Без галош элегантнее» —
это ложь!
Вся элегантность от наших галош.

Страницы биографии поэта проносятся на сцене. Один эпизод сменяет другой, где он предстает не только в своих известных произведениях, но и не в столь популярных. «Я сам расскажу о времени и о себе», —  пишет Владимир Маяковский. «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое».

На сцене Маяковский — в модной элегантной  желтой блузе и штанах, немного  вызывающий среди друзей-поэтов. Они, впрочем, не уступают ему ни в стихотворной моде, ни в модной одежде. Ведь поэт — трибун, он обращается к публике со своим пламенным словом. «20-й год. Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей». Перелистывая на сцене еще одну страницу биографии поэта, эти несколько сжатых строк превращаются в оригинальный, пластический, музыкальный, зрелищный спектакль, полный вдохновенья и эмоций.

«23-й год. Организуем «Леф». «Леф» — это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма. …Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский. Написал: «Про это». По личным мотивам об общем быте. Начал обдумывать поэму «Ленин». Один из лозунгов, одно из больших завоеваний «Лефа» — деэстетизация производственных искусств, конструктивизм. Поэтическое приложение агитка и агитка хозяйственная — реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». Прочесть биографию поэта в литературных источниках, конечно, интересно.

Увидеть его жизнь на сцене –  придти к нему в гости, познакомиться с его друзьями, окунуться во времена вековой с лишним давности, однако знакомые и близкие сегодня нам по духу и мечтам. Увидеть молодого Маяковского и спросить себя: «Таким ли ты его представлял — бунтарем, романтиком, бесшабашным, резким или лиричным?» Вновь придти в библиотеку перечитать его стихи, пойти в музей Маяковского, который, кстати,  один из полноправных создателей спектакля, словом, увидеть своего Маяковского.

Музыка композитора Сергея Кондратьева в исполнении джаз-оркестра рассказала на сцене свою историю жизни поэта — яркую, неповторимую, в ритмах прошлого века.  Костюмы (Виктория Севрюкова) – особая песня, настолько они одушевляют своих героев, что восторженных эпитетов вряд ли хватит на каждый отдельно взятый костюм.

Актеры – Руфат Акчурин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин, Георгий Шабанов — молоды, красивы, пластичны, на сцене  отменно читают стихи, поют, танцуют, проживают отчаянную жизнь поэта времен расцвета футуризма в России, страдают и веселятся. В общем, работают на все сто. Не избежать ложки дегтя: жаль, что в спектакле «Без галош элегантнее» не появилась любовь Маяковского — Лиля Брик- прозвучали лишь  стихи, посвященные ей. Или его последняя возлюбленная Вероника Полонская. Это прибавило бы постановке интриги и загадочности.

О костюмах, в которых эти дамы- музы могли бы предстать на сцене, не приходится и мечтать. Историки, биографы творчества знаменитого поэта, литературные критики открывают новые страницы жизни поэта. Маяковский не исчез с полок библиотек, как многие его современники-поэты. В музеях открываются выставки, посвященные «агитатору, горлану-главарю». Он обращается к нам «во весь голос» на творческих встречах, в клубах, народных праздниках, по радио, с телеэкрана:

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.

Сегодня его стихи актуальнее и популярнее многих нынешних поэтов, — за исключением, разве что, Владимира Высоцкого, — среди которых, увы, нет того страстного глашатая как Маяковский. Строки поэмы «Во весь голос» он писал, когда ему оставалось жить немногим более трех месяцев: «Я к вам приду в коммунистическое далеко…»  Он верил в мечту, однако, и поэты, порой, ошибаются:

…пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Сегодня его поэзия стоит особняком среди других, и захватывает дух так же, как в те далекие времена перемен в России начала XX века. Наверняка еще и потому, что сегодня тоже время  больших перемен…

Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.

Фото автора.

Из чернильницы

ТАНГО С СУДЬБОЙ

Похож друг на друга
Каждый прохожий –
Их так много,
Идущих в ногу.
Если вдруг выходишь из строя,
В тот же миг растопчут толпою.

Главных два ритма
Я усвою:
Грохот марша мне жизнь заполнит,
Или тайно…
Танцую танго…
В белом танце… с своей судьбою…

Екатерина Куштапина

Матильда пока ходит без галош

видео фрагменты спектакля «Без галош элегантнее»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.