КЛЮЧ ОТ ОТКРЫТОГО ШКАФА

ищут в спектакле по повести А. П. Чехова «Моя жизнь» в «Школе драматического искусства»

Четыре больших шкафа, наполненные одеждой на любой вкус, время от времени, преображаются то в стол, то в кровать, а то и вовсе, распахнув двери, напоминают убранство имения или, напротив, убогое жилище. Среди этих гардеробов-символов, дрейфующих на колесах, и произойдут те непредвиденные события, что ожидают юного Мисаила, потомственного дворянина, который пока еще тщетно ищет себя в жизни. Ему предстоит набить себе немало шишек, пока он отыщет свою дорогу. Станет ли она той единственной правильной или роковые ошибки заставят его разочароваться в выбранном  пути?

Теперь, в прошествии лет, он уверен, что избрал верную тропу. Помогла ли ему в том судьба или собственный выбор своего места в жизни?  Наш герой уверен, что «…ничто не проходит бесследно…»

Пока, однако, он поменял девять профессий – «служил по различным ведомствам, но все эти девять должностей были похожи одна на другую, как капли воды…» Он  сокрушался, что «должен был сидеть, писать, выслушивать глупые или грубые замечания и ждать, когда меня уволят». Сколько уже раз он слышал наставления и недовольство  отца — губернского архитектора насчет пренебрежения общественным мнением, отказываясь от устоев высшего общества. Что умственный труд, продвижение по службе не идет ни в какое сравнение с выбором сыном труда физического, принижающим достоинство потомственного дворянина.

Однако жизнь Мисаила складывается вопреки отцовским наставлениям. Идея о том, что его деятельность в сфере умственного труда превратилась бы, в конце концов, в «машинную», что стало бы в результате ниже физического труда, не покидала его. Разве это не что иное как «один из видов той же праздности»? — задавал он себе не раз этот вопрос. Ему предстоит преодолеть немало преград, прежде чем он найдет свое место в жизни.

Проблема выбора своего призвания во все времена актуальна. Не случайно поэтому первым спектаклем Молодежной программы театра «Школа драматического искусства» стала инсценировка по повести  А. П. Чехова «Моя жизнь»  режиссера Данила Акутина. В постановке заняты актеры — Андрей Харенко (Мисаил), Анна Чепенко (Маша), Арина Федосенко (Клеопатра, Анюта Благово), Федор Леонов (Виктор Иванович, Редька, доктор Благово),  отец Мисаила — Сергей Ганин, который появляется на экране, кстати, тех самых шкафов, которые мгновенно преображаются на сцене в соответствующие  декорации. Назидания отца в черно-белом кино на экране шкафов-трансформеров звучат словно отзвуки из другой, параллельной и неприемлемой для Мисаила жизни. «Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя – педагог, наконец, я, твой отец, – архитектор!» Как и в далекие чеховские времена, молодые сегодня решают, кем быть и каким быть. Многие после школы идут в училища, колледжи, техникумы, выбирая рабочие специальности, которые на нынешнем рынке труда востребованы. Стать мастером высокого класса в наше время  престижно и прибыльно. И вместе с тем, пойдет ли сын российского современного «губернского архитектора» в маляры или разнорабочие? Прислушаются ли дети высокопоставленного чиновника к советам родителей о продвижении по карьерной лестнице или отдадут предпочтение профессии мастера?..  Скорее всего, родители, как и Мисаила Полознева, попытаются отговорить его от опрометчивого на их взгляд выбора. У   каждого здесь своя история. Судьба же, подчас, выносит своё неизбежно верное решение.

«Спектакль «Моя жизнь» сочетает в себе элементы кино и театра, не подменяя при этом одно другим, но стирая «четвертую» стену и приближая зрителя к героям, — говорит режиссер Данил Акутин. — Некоторые персонажи будут находиться только на экране. Тем самым мы разделим пространства, миры и сословия. С помощью кино мы проникнем за кулисы обычной жизни и увидим то, что обычно скрыто от глаз. Мы ставим своей целью найти в произведении Чехова подтекст, отражающий наше время». На черно-белом экране предстанет перед Мисаилом оставившая его жена Маша, оправдывая свой уход выбором другой жизни, отличной от провинциальной.

Взаимодействие языка кино и театра, минимализм декораций в сочетании с современными сценическими технологиями, лаконичные мизансцены придают спектаклю темп и своеобразие. Главный герой Мисаил в исполнении Андрея Харенко персонаж, выражаясь современным языком, неконфликтный, стрессоустойчивый, далекий от сословных предрассудков, сентиментальный, влюбчивый, не принимающий лжи и предательства, уверенный в том, что сделал правильный выбор в жизни. Он признается: «…То, что я пережил, не прошло даром. …Теперь меня уже не зовут «маленькой пользой», не смеются надо мною, и, когда я прохожу торговыми рядами, меня уже не обливают водой. К тому, что я стал рабочим, уже привыкли и не видят ничего странного в том, что я, дворянин, ношу ведра с краской и вставляю стекла; напротив, мне охотно дают заказы, и я считаюсь уже хорошим мастером и лучшим подрядчиком…»  Ключ же от открытых шкафов с развешенной на любой вкус одеждой вряд ли пригодится тому, кто уже решил для себя кем быть и каким быть.

Фото автора.

Из чернильницы

ВОЛЬНАЯ

Научите быть добрым –
Я умею быть злым,
Украдите мне силы —
Немощь я получил,
Подарите мне мудрость –
Глупым я всегда жил
Да подкиньте-ка счастье –
Я всё горе спалил.
Разрешите смеяться –
Слез я выпил до дна.
Заслужить бы улыбку
Возле высохших глаз,
Разбросайте горстями
Мне — желанья, мечты,
Я насыплю в карманы,
Я домой принесу –
Вольную подпишу.

Екатерина Куштапина

Фрагменты спектакля «Моя жизнь»

«Сколько уж у меня этих нехоженых троп было и куда они только меня не заводили!..»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.