ТРУФФАЛЬДИНО СО СРЕТЕНКИ, 19

«Слуга двух господ»  — актерский розыгрыш в театре «Школа драматического искусства»

DSC00700

Кому не известна авантюрная история остроумного и ловкого Труффальдино – веселого и расторопного слуги, которому удавалось работать сразу на двух господ, оставаясь при этом вне всяких подозрений и пользуясь непререкаемым доверием своих хозяев?мадам Жужу

Как с помощью интриг, хитрости и находчивости он смог увернуться от грозящих ему неприятностей, перевернуть ход событий в свою пользу, и, к тому же, примирить всех участников комедии?

Такие хитрецы-весельчаки не редкость на театральной сцене — от знаменитого Арлекино до русского Петрушки. Но Труффальдино в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» с его неукротимой энергией и обаянием перещеголял многих и продолжает покорять сердца зрителей.

DSC00807

Вначале Гольдони написал сценарий «Слуги двух хозяев» для импровизированной комедии, на тему, распространенную в комедии дель арте. Она прошла с огромным успехом в исполнении труппы Имера в 1745 году в Венеции в театре Сан Самуэле благодаря, в том числе, блестящей игре Антонио Сакки — выдающегося итальянского комика, исполнителя роли Арлекина, выступавшего на сцене под именем Труффальдино. В 1749 году Гольдони переделал сценарий «Слуги двух хозяев» для труппы Медебака в «правильную» комедию, назвав её «комедией-шуткой», близкой к импровизированной комедии масок, где есть лишь один яркий характер — Труффальдино.

DSC00703

Итальянский театр XVIII века в России славился, прежде всего, комедиями Карло Гольдони, которые появляются на сцене наряду с  «Бригадиром» и «Недорослем» Фонвизина. С тех пор «Слуга двух господ» обошел многие сцены мира. По этой комедии снимали фильмы с выдающимися актерами, но каждый раз она становилась такой, как её задумал режиссер. Казалось бы, что нового можно открыть для зрителя в комедии почти трех вековой давности, когда всё уже давно играно-переиграно?

DSC00717

На премьере в театре «Школа драматического искусства» в постановке режиссера Константина Мишина она предстала в оригинальном прочтении, по словам самого постановщика — как «актерский розыгрыш». Происходящее на сцене здесь становится неожиданностью не только для зрителей, но и для… самих актеров. За такое представление возьмется не каждая актерская труппа: попробуй, на ходу сочинить искрометную шутку или исполнить замысловатый трюк.

DSC00722

«Желая схватить темперамент и импровизационность текста пьесы Карло Гольдони, мы решили обозначить жанр спектакля как «актерский розыгрыш», — говорит режиссер. — В импровизации есть правила: ты всегда идешь на безусловный контакт и, безусловно, принимаешь то, что тебе предлагает партнер. Мы договорились, что каждый свой выход актеры готовят как неожиданную шутку, как розыгрыш, пусть даже абсурдный или жестокий. В результате происходящее на сцене будет неожиданностью не только для зрителей, но и для находящихся на сцене актеров».

DSC00743

Актерская импровизация, пластическая экспрессия, яркая хореография превращает спектакль в динамичное действие, следить за которым доставляет не только удовольствие, но и вместе с героями переживать и разматывать клубок хитросплетений, который впору современному детективу. Комедия Гольдони здесь — классическая комедия дель арте, поставленная по всем законам жанра традиционного итальянского площадного театра. Шутки, каламбуры, остроты так и сыплются со сцены.

DSC00758

И в тоже время это — «спектакль в спектакле», где актеры не только перевоплощаются в своих персонажей, но и наблюдают за ними со стороны. Главный герой – Труффальдино (Дмитрий Репин) на первый взгляд вовсе не похож на «масочного» слугу, а смахивает, скорее, на современного менеджера, что запросто готов служить двум хозяевам, лишь бы сорвать изрядный куш. Он старательно делает вид, что сгорает на работе, якобы радеет за дело, на самом же деле — ловчит и обманывает почем зря.

DSC00854

Этот славный малый готов услужить каждому, лишь бы остаться целым и невредимым в любых обстоятельствах. Но его обаяние и доброжелательность списывают с него грехи, а счастливая развязка становится венцом его усилий. Образ Федерико-Беатриче (Алина Чернобровкина) напоминает скорее женщину-эмансипэ, чем скрывающегося под маской мужчину. Её героиня вполне современна и узнаваема:  таких сегодня встретишь в офисах на командных постах, где женщина-руководитель диктует свои правила.

DSC00755

Лишь в финале она раскрывается как лиричная и беззащитная женщина, которая ради любви готова на любые жертвы. Её героиня вызывает симпатию и сочувствие, несмотря ни на какие коварные интриги. Её жених Флориндо (Рустам Эйвазов) предстает отчаянным слегка туповатым храбрецом, который готов помериться силами с любым, кто посмеет замахнуться на его честь. Эдакий искатель правды, не раскусивший даже хитростей собственного слуги.

DSC00773

Жених Клариче – Сильвио (Иван Орлов) – доверчивый лопоухий малый, — пытается отыскать правду в этом бренном мире и находит, наконец, свое счастье в объятиях невесты (Варвара Мшина), что хранит заветную тайну. Тоже вполне современный образ – сколько таких  «лопухов» попадают в сети расторопных невест, хранящих тайны…

DSC00721

Старик Панталоне в исполнении Константина Мишина стоит неким особняком, не только представляя нам своего героя, но и исподволь наблюдающий за игрой персонажей комедии. Как известно, Труффальдино очень любил поесть, и здесь сытный «обед» предстает в виде необычной пантомимы, где каждое «блюдо» — персонаж комедии. Спектакль получился современным, с музыкой (Константин Исаев), пластическими, хореографическими этюдами в узнаваемых современных костюмах и декорациях (Ольга Васильева), что придало ему больше комизма и актуальности.

DSC00771

Итак, пред вами Труффальдино.

Я упразднил излишний труд,

В нем ранней старости причина,

В нем люди счастья не найдут.

Фото автора.

Фрагменты спектакля «Слуга двух господ»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.