«Ромео и Джульетта. Киндерсюрприз»
от Дмитрия Крымова
На сцене — огромное полотно «Утро в сосновом лесу» Шишкина. Девочка-подросток в джинсах и кроссовках подходит к одному из мишек и пытается дотянуться до его лапы. Забравшись на высокий стул, она надевает маску лягушонка.
В это время из чащи выбегает заяц и случайно опрокидывает стул вместе с испуганным лягушонком. Звучит популярный российский шлягер начала 90-х:
«… Плачет девушка в автомате,
Кутаясь в зябкое пальтецо,
Вся в слезах и губной помаде.
Перепачканное лицо…»
Заяц предлагает лягушонку другой стул, себе приносит такой же и ставит рядом. Лесные странники сбрасывают маски. Под ними — обычные юноша и девушка, они влюбляются, и ничто уже не может разлучить их.
С этого могла бы начаться любая история любви, о которой Шекспир написал еще в XVI веке: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Эта история — о «Ромео и Джульетте» с подзаголовком «Киндерсюрприз» в постановке режиссера Дмитрия Крымова происходит в наши дни и рассказали о ней в театре «Школа драматического искусства».
Она, правда, далека от шекспировской, но канва — великого классика. А по ней – вязь всевозможных смыслов, вымыслов, аллегорий, метафор, сравнений, литературных и художественных находок, публицистических эссе… Словом, окажись Шекспир в нынешней России, он наверняка приметил бы всё , что происходит с современными крымовскими Ромео и Джульеттой.
Понятно, те же — вечная любовь, разлука, страсти, интриги, предательства, борьба кланов – политических и финансовых. У каждого времени свои Ромео и Джульетта, свои Монтекки и Капулетти, свои нравы и порядки, власть и законы. Пять веков мало что изменили в человеческих чувствах и поступках. Трагедия, которую окружающие почти не заметили, поскольку никому ни до чего нет дела –
каждому только до себя, все заняты своими делами и спешат брать от жизни всё. Словно попадаешь в театр абсурда, где каждый говорит о своем: персонажи рассуждают о переходном возрасте, учащенном сердцебиении, раздражительности, пользе лука, оливок, артишоков.
О том, что «не хватает субсидирования… ну, дурдом, в общем…», и что билет в театр можно вполне сделать комбинированным: «в него будет входить всё: дом Джульетты, могила Джульетты, балкон Джульетты, плюс — дом Ромео, могила Ромео, плюс — дом Тибальта, могила Тибальта… Но мы работаем…»
Словом, сатиры и иронии здесь столько, что скучать не приходится – только успевай следить за событиями. Сцены современных реалий настолько переплетены с шекспировскими, что их органичное вкрапление не только не вызывает отторжения, но смотрятся на одном дыхании, а трагедия и вовсе становится трагикомедией наших дней.
Увидеть в постановке лишь трагедию о влюбленных, сложно — скорее, это едкое сатирическое, ироничное эссе на тему наших дней при всех шекспировских атрибутах. Пьесу, как рассказал режиссер, он сочинял сам, основываясь на трагедии Шекспира: «Эта пьеса — моя фантазия, от шекспировской трагедии остался только основной сюжет, но очень пунктирно.
— Наш спектакль — это то, что молодые люди могут сделать с этим произведением, создать что-то свое, новое». Трагедия, которую не заметили, так, по мнению режиссера, часто происходит в сегодняшней жизни, наполненной драматическими событиями.
«Года полтора назад, смотря один студенческий этюд на тему «Ромео и Джульетты», я вдруг подумал: «До какой же степени им все мешают, причем, не только вражда семей, но и друзья: Меркуцио, например, озабочен только своей «королевой Маб» и своим ироничным трепом. И мать, и отец, и брат, и герцог, и «верная Кормилица», которая меняет свою верность в зависимости от направления ветра. И даже Лоренцо, «помощник» Лоренцо — так «помог», что помогать уже после этого не нужно, да и некому!
Бедные ребята, бедные счастливые ребята. А коммуналка продолжается, вечная коммуналка». Это совместный проект театра «Школа драматического искусства» и ГИТИСа, где заняты студенты 3-го курса, который ведут режиссеры Е. Каменькович и Дм. Крымов. Музыка в спектакле Кузьмы Бодрова — постоянного соавтора Крымова — своя отдельная история, глубоко и оригинально раскрывающая режиссерскую идею и композицию.
Художники Анна Гребенникова и Евгения Резникова — студенты ГИТИСа – оформили спектакль так, что многие сцены хочется еще раз увидеть в стоп-кадре, особенно, когда падает занавес с шишкинской репродукцией и мы оказываемся в шекспировской Италии.
Студенты-актеры играют не столько трагедию классика, сколько оказываются в современных реалиях, а любовь и ненависть во все времена одинаковы. Кто-то может удивиться, что название спектакля на афише написано вверх ногами. Почему? А потому, что режиссер нам хочет сказать, что в этом мире давно уже всё перевернуто с ног на голову.
Как не вспомнить знаменитую фразу великого Евгения Евстигнеева в роли режиссёра самодеятельности: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»? Режиссер Дмитрий Крымов замахнулся, и оригинальный взгляд, новаторство мастера и художника наверняка оценил бы классик.
Фото автора.
Фрагменты спектакля «Ромео и Джульетта. Киндерсюрприз».