ОБЛАКО-РАЙ

и многое другое увидели на XXII фестивале архивного кино «Белые Столбы»

DSC05981

Кадр из фильма «Облако-рай», режиссер Николай Досталь

На XXII фестивале архивного кино «Белые Столбы» показали более 60 фильмов, каждый из которых – уникальная лента отечественного и мирового кинематографа. Казалось бы, что нового и интересного можно увидеть на экране кинозала Госфильмофонда, если многие ленты знакомы?мадам Жужу

Однако, каждый просмотр становился открытием  — каждой картине предшествовал рассказы создателей фильмов, историков кино, реставраторов.

DSC05915

На церемонии закрытия XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы» призы вручили в четырех номинациях: «За лучший просветительский проект о кино»  — Максиму Павлову, в номинации «Лучший кинокритик» приз получила Лариса Малюкова, лучшим историком кино по результатам голосования гостей и участников фестиваля стал Николай Изволов. Специальный приз имени Владимира Дмитриева — за вклад в развитие архивного дела и бесценную помощь в пополнении коллекции Госфильмофонда получил Владимир Опела — Почетный директор Народного Чешского киноархива. В день закрытия фестиваля показали фильм режиссера Николая Досталя «Облако-рай» — один из символов жизни России 90-х. Многие видели эту ленту, но в фестивальном зале оказались и те, кому не удалось посмотреть эту картину – вначале 90-х мало кто смог увидеть её на экране.

DSC05975

Кадр из фильма «Облако-рай»

Съёмки фильма проходили в мае-июне 1990 года в Петрозаводске в Карелии. В 1991 году на фестивале в швейцарском Локарно лента получила «Серебряного леопарда». Режиссер фильма Николай Досталь в одном из своих интервью рассказал, что он прилетел из Женевы в Москву в ночь на 19 августа 1991 года. Утром раздался звонок, и он подумал, что уже узнали про награду и будут поздравлять. Звонил его друг Александр Бородянский и сказал: «Коля, включи телевизор, у нас переворот, ГКЧП…»  Премьера состоялась в октябре 1991-го. В год выхода картины массовый зритель ее, по сути, не увидел. Фильм вышел в тот момент, когда всем было не до кино. В России его позже посмотрели, когда он вышел на дисках и по телевизору. Сегодня фильм эпохи «перестройки» «Облако-рай» отреставрировали — оригинальные негативы в России не сохранились, и новая копия печаталась с контратипа с участием режиссёра и оператора фильма.

DSC05976

Кадр из фильма «Облако-рай»

Картина-притча, трагифарс «Облако-рай» по сценарию Георгия Николаева, в которой, в общем-то, ничего не происходит. Глубокая российская провинция с облезлыми «хрущевками»,  дворами, похожими один на другой, покосившимися сараями и пыльными дорогами. Здесь царит кромешная скука, безвременье и безнадега. Местные жители давно смирились с серыми буднями, однообразием жизни, прозябая в своих бетонных жилищах, где десятилетиями ничего не меняется. Разве что, сосед к соседу заглянет за пивом или во дворе забьют «козла». Правда, один из жителей городка Коля (Андрей Жигалов) – чудаковатый паренек с гитарой, который знает всех вокруге, пытается как-то нарушить эту безысходную тоску, заговаривая то с одним то с другим знакомым. Но те лишь отмахиваются от надоедливого собеседника.

DSC05973

Кадр из фильма «Облако-рай»

Тогда в выходной он решает наведаться к своему другу Феде (Сергей Баталов). Здесь его встречает та же беспробудная скука и тоска. Жена Феди – Валя (Ирина Розанова) в замусоленном халате открывает дверь и привычно зовет его на кухню, зная заранее, что ничего нового и интересного от Коли не дождешься. За столом становится настолько безнадежно тоскливо, что Коля на ходу придумывает, что уезжает к другу на Дальний Восток, где его ждут большие дела. С этого момента всех будто подменяют и чудак с гитарой становится кумиром местного общества — затерянного на российских просторах городка. Все дают ему дельные советы, заботятся о снаряжении в дальний путь, восхищаются его поступком изменить, наконец, свою,  доселе никчемную, жизнь и отправиться на самый что ни на есть Дальний Восток во имя идеи, мечты, чтобы именно там найти себя, а не прозябать в этой «дыре».

DSC05979

Кадр из фильма «Облако-рай»

Друга Федю и его жену Валю будто подменили — они преображаются прямо на глазах. Они выпрямились, лица их засветились, улыбки радости засияли на их лицах от гордости за такой знаковый поступок друга. Валя надевает праздничный наряд для торжественных проводов Коли. А он уже и сам не рад, что его выдумка вызвала такой переполох в городке, но отступать некуда. Его собирают в дорогу, как принято, всем миром как в армию или на войну,  или в последний путь.

DSC05987

Кадр из фильма «Облако-рай»

Даже любимая девушка Наталья (Алла Клюка) провожает его в дальнюю дорогу, жертвуя своей любовью, во имя новой жизни любимого. Проводы Коли превращаются во вселенское событие городка, благодаря которому он ожил. А Коля, вовсе не ожидавший такого поворота событий, становится заложником своего же обмана-мечты.Когда он пытается сказать, что историю с отъездом он выдумал, ему уже никто не верит потому, что такое глобальное событие перевернуло всю жизнь глухой провинции. Провожают Колю в большую жизнь со слезами радости, а ему остается только мечтать о возвращении и будущих встречах с жителями родного городка. Принуждение к счастью оборачивается для Коли трагифарсом.

DSC05985

Кадр из фильма «Облако-рай»

Перед показом фильма режиссер фильма Николай Досталь рассказал, как он создавался: «Сценарий, который написал Георгий Николаев, назывался «Звездный час по местному времени», и предполагалось, что у фильма будет такое же название. Этот сценарий был написан для Георгия Данелии, он был моим преподавателем на Высших режиссерских курсах. И вот однажды мне звонит Георгий Николаевич и говорит: «Почитай сценарий». У него в это время были другие планы, он снимал другой фильм. Мне сценарий понравился, говорю: «Я готов снимать». Стал искать актера на роль главного героя. Среди других на эту роль пробовался и Женя Миронов, потом пришел из эстрадно–циркового училища Андрей Жигалов. У него были отличные пробы, он понравился и мне, и Данелии. Название фильма — полностью заслуга Андрея. Как–то, во время съемок он пришёл ко мне и говорит: «Я сочинил песню», и спел мне песню под названием «Облако-рай».

DSC05989

Кадр из фильма «Облако-рай»

И я тут же понял, как будет называться  фильм. Я позвонил сценаристу Николаеву и сказал ему, что название у фильма будет другое, не такое длинное. В картине хорошо выписанные персонажи автором сценария Георгием Николаевым, поэтому надо было четко вычислить и найти артистов.  Колю – Андрея Жигалова мы нашли в эстрадно цирковом училище, которое он  заканчивал. На роль   — Феди, которую сыграл Серей Баталов, пробовался Сережа Гармаш, но я выбрал Сергея Баталова, пригласил его и считаю, что не ошибся. Володя Машков, которому я предлагал подумать о роли Феди,  говорит: «Нет, я бы хотел попробоваться на роль Коли». И вот такой коллектив собрался: Алла Клюка, Андрей Жигалов, Сережа Баталов, Толоконников Володя, Ирина Розанова. И как-то меня Андрей Жигалов спросил: «А вот Коля уехал куда-то там, а что с ним произошло, интересно?  Я задал этот вопрос Георгию Николаеву. Это было в 2014 году. И Николаев написал продолжение картины, которая называлась тоже не так, как она сейчас называется  «Коля — Перекати поле», а «Приведение средних широт». Названия картин и первой, и второй придумал Андрей Жигалов. «Коля — Перекати поле» — тоже его песня стала названием картины. Он один из мощных соавторов наших картин. И фильма «Облако-рай» в первую очередь»

ОБЛАКО-РАЙ

Hа небе облако-рай,

Поди, его угадай.

Hайти, узнать и понять – невозможно.

Какого цвета и где,

Скажи, пожалуйста, мне

Скорее ты там, где сыскать невозможно.

А я от мысли дрожу,

Что никогда не найду,

Хочу забыть, убежать, закрутится…

Где ты, где ты, облако-рай?

Листья надежды мои не роняй…

DSC05980

Кадр из фильма «Облако-рай»

Рассказал о своих съемках в фильме и исполнитель роли Феди  — заслуженный артист России Сергей Баталов: «Я расскажу, как меня утвердили. Мне прислали в театр «На Малой Бронной», где я служил, сценарий, и когда я его прочитал, сразу в него влюбился. Перед съемками мне сделали фото, я иду по Мосфильму и вдруг вижу, спускается по лестнице Николай Николаевич Досталь и моргает. А я его в лицо тогда не знал. Думаю, странный какой-то Мосфильм, люди какие-то ходят и моргают… А он моргнул ассистенту по актерам: «Мол, приводи его ко мне». И когда они с Юрой Невским снимали пробы и Николай Николаевич сделал какое-то замечание, оператор говорит:  «Да не надо ему замечания делать — он на съемках тебе сделает всё!» И тут я почувствовал, что меня утвердили. Когда я на гастролях приехал в Приморский край в какую-то деревню, захожу купить воды. Какая-то женщина смотрит на меня и говорит: «Облако-рай»! Я говорю: «Наш человек!»  У меня больше ста картин, но с фильмом «Облако-рай», можно сказать, я попал в историю, тем более, в такой архив как Госфильмофонд».

DSC05986

Кадр из фильма «Облако-рай»

Закончился XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы», но картины, представленные на нем, можно будет посмотреть с 10 по 17 марта в московском «Иллюзионе» на «Эхе фестиваля» и с 24 по 28 марта на киностудии «Лендок» в Санкт-Петербурге. И, может быть, кто-то найдет своё облако-рай.

ФАНТАЗИЯ

Окрылить бы себя…

Временно!

Хоть на миг один

Верою!

Суета – внизу

Я – над ней

Лечу!

А не падаю…

Камнем-бременем.

Только  стоит ли

Фантазировать?!

Стихотворение Е. Куштапиной

 

 

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.