«ОПАСНЫЕ СВЯЗИ»

разоблачили в театре «Школа драматического искусства»

Opasnye-svjazi-00005

Этот сатирический роман в письмах, вышедший в свет в 1782 году, о нравах французской аристократии XVIII века с нравоучительным наказанием порока, вполне мог бы стать бестселлером и в наши дни. Интриги, козни, хитросплетения высшего света, пошлость, тщеславие, амбиции во власти. Персонажи — порочные и циничные, добродетельные и простодушные, жертвенно любящие и играющие в любовь. DSC07052

мадам Жужу

Разбитые судьбы, выгодные мезальянсы, роковые ошибки – человеческие пороки собраны в 175 письмах романа Пьера Шодерло де Лакло «Опасные связи». Из письма госпожи де Розмонд (Мария Зайкова): «…Если бы мы понимали, в чем истинное наше счастье, мы никогда не искали бы его за пределами, установленными законами божескими и человеческими…»

_CHE0338

Автор утверждал, что переписка подлинная, а он лишь редактор любовного фривольного детектива. После выхода в свет книга была нарасхват — первый тираж мгновенно распродали, но уже в 1823 году во Франции приговором суда роман был приговорен к уничтожению «за оскорбление нравственности» и конфискован из продажи. В России его издали в 1804 году под названием «Вредные знакомства, или Письма, собранные одним обществом для предостережения других». Сюжет романа причудлив и запутан. Тот, кто не знаком с этим произведением, которое, кстати, Бальзак считал одним из лучших XVIII века, вряд ли с ходу разберется в изощренных хитросплетениях, в которые попадают его герои.

Opasnye-svjazi-00002

Однако, «Опасные связи» ловко разоблачили в театре «Школа драматического искусства» в постановке режиссера заслуженного артиста России Игоря Яцко.  Он представил свою сценическую версию по пьесе Кристофера Хэмптона в переводе с английского Сергея Таска, письмам из романа в переводе Надежды Рыковой и фрагментов трагифарса Леонида Филатова «Опасный, опасный и очень опасный…»

Opasnye-svjazi-00008

Занавес падает: на сцене роскошная гостиная в особняке маркизы де Мертей в Париже. Маркиза (Ольга Баландина) — видная дама, вдова со средствами, играет в пике со своей кузиной мадам де Воланж (Екатерина Кузминская).  Её дочь Сесиль (Алиса Рыжова) — миловидная стройная блондинка лет пятнадцати рассеянно следит за игрой матери. Действие разворачивается стремительно, сменяя ситуации, обстоятельства, разрушая судьбы.

Opasnye-svjazi-00004

Давние любовники, преуспевшие в многочисленных любовных связях, маркиза де Мертей и виконт де Вальмон (Олег Малахов) встречаются в особняке маркизы. Она — бывшая любовница графа де Жеркура, а ныне жениха Сесиль де Воланж — воспитанницы монастыря, богатой наследницы с 60 тысячами ливров дохода. Маркиза де Мертей, когда-то оставленная Жеркуром, решает ему отомстить, чтобы выставить его посмешищем в высшем обществе. Светская львица разрабатывает изощренный план мести: её бывший любовник — известный сердцеед виконт де Вальмон  должен соблазнить юную невесту графа Жеркура Сесилию Воланж. Вальмон к тому же намерен завоевать любовь добродетельной замужней дамы госпожи де Турвель (Ольга Бондарева). Однако влюбляется в неё, но  вынужден бросить из-за обещания, данного маркизе.

Opasnye-svjazi-00009

Вскоре он погибает на дуэли с молодым Дансени, влюбившимся в Сесиль. Маркиза де Мертей после смерти Вальмона теряет свою красоту и лишается всех привилегий высшего света. События на сцене по оригинальному режиссерскому замыслу разворачиваются стремительно, зажигательно, стирая все временные грани.

_CHE1091

Игра актеров, особенно Ольги Баландиной  — блистательной в роли маркизы де Мертей, (на которую, думается, в основном и делался спектакль), раскрывает мир, утопающий в наслаждениях, эстетизме, играх, где гедонизм – норма, попирающая все человеческие законы. Её героиня цинична и современна, как и подобает представительнице высшего света, которая видит в любви не только наслаждение, но стремится превратить её еще и в механизм власти. «Речь идет, в конце концов, о скрытой тайной власти, – говорит режиссер Игорь Яцко. —  Она атакует пружины управлением миром и обществом. Катастрофу терпит героиня  — её душа в финале романа оказывается вывернутой наизнанку.

Opasnye-svjazi-00003

Меня интересовал этот роман не только как драматическая коллизия, а как своего рода миф, хотя и XVIII века, но он современен. Задача — передать вариативность произведения, сделать свою сценическую версию». И это  удалось. Психологическая трагикомедия «Опасные связи» кому-то на первый взгляд  может показаться легким водевилем в красочных декорациях с любовными интрижками, песнями, танцами, пышными костюмами. На самом деле создатели спектакля представили яркую картину современного общества с его проблемами и опасными связями, которые часто приводят к личной и социальной катастрофе. Нынешнее общество также социально глубоко  разделено, как и в далекие времена Шодерло де Лакло, который предупреждал о порочности опасных связей, предрекая омертвение человеческой души в поисках власти и самоутверждения за счет других. Добро, как известно, в романах, особенно старинных, побеждает зло. Всегда ли так происходит в жизни? Театр «Школа драматического искусства» пытается на это дать ответ, обнажая опасные связи.

DSC07055

 

Фото спектакля «Опасные связи» предоставлены пресс-службой театра «Школа драматического искусства»

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s