«…ЗЛО НАПРОЛОМ ИДЕТ,

А все молчат…»    — мрачная история «Ричарда III» в театре им. Моссовета

История злодейств — череда убийств и предательств, одержимость властью, восхождение на престол и неумолимый рок потери себя. Чем не современный сюжет?

Правда, еще в 1597 году в Лондоне уже заговорили об этой шекспировской хронике, когда появилось её первое издание с пояснением: «Трагедия о короле Ричарде III, содержащая его предательские козни против брата его Кларенса, жалостное убиение его невинных племянников, злодейский захват им престола, со всеми прочими подробностями его мерзостной жизни и вполне заслуженной смерти».

Хотя события шекспировской пьесы переносят нас во вторую половину тридцатилетней войны Алой и Белой розы – борьбы за власть между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков, — ощущение, что происходящее — историческая метафора о наших днях. Театр имени Моссовета  предлагает свою версию трагедии Шекспира «Ричард III», повидавшего много сцен мира со знаменитостями в заглавной роли. Пригласили режиссера Нину Чусову, известную своим новаторским видением. В роли Ричарда III — народный артист России Александр Домогаров в представлении не нуждающийся. Ключ к постановке —  безусловная и неоспоримая актуальность, где человеческие пороки – жажда власти, честолюбие, преступления ради самоутверждения торжествуют на историко-социальном фоне. Разве что, оригинальные декорации Владимира Ерешко переносят нас в далекое английское прошлое, однако уникальные костюмы Луизы Потаповой акцентируют современность. На сцене — разговор со зрителем о всевластии, насилии, безнаказанности, истоках возникновения этих пороков. В каких потаенных уголках человеческой души рождаются эти низменные страсти?

Король Ричард III от рождения – горбун, страдающий от своего уродства:  «Я, у кого ни роста, ни осанки,/ Кому взамен мошенница природа, /Всучила хромоту и кривобокость…»  Психологические комплексы короля, позволяют, по его разумению, совершать любые преступления ради самоутверждения. Александр Домогаров скрупулезно изучил и определил характер шекспировского героя – честолюбивого, коварного, готового идти на безжалостные злодеяния для удовлетворения своих амбиций. Его Ричард  – хитрый, коварный заговорщик, интеллектуальные и изощренные интриги которого не может вычислить даже его высокопоставленное окружение. Тиран высочайшей пробы под стать всем власть предержащим палачам.  В то же время, его король духовно растерян, беспомощен и одинок. Сокрушаясь о своем уродстве, он словно обращается к небесам:

«…Я, сделанный небрежно, кое-как, /И в мир живых отправленный до срока,/Таким уродливым, таким увечным…»   Трагедия его власти – самообман, когда в финале вместо пафосного: «Коня! Коня! Корону за коня!» безнадежно слышится попытка проигравшего сохранить свою жизнь. Герой Домогарова – бесспорно сильная, неординарная личность. Однако, несмотря на совершаемые им зверства, вызывающий сочувствие и даже сострадание как к жертве комплексов, терпящей бедствие. Чего, например, не скажешь о «Ричарде III» Константина Райкина в «Сатириконе» в постановке Юрия Бутусова, герой которого сладострастно жесток без особого внутреннего раскаяния о содеянном. Еще одна постановка «Ричарда III», о которой страстно мечтал знаменитый актер и режиссер Соломон Михоэлс, так и не появилась. «Я страстно желаю сыграть Ричарда Третьего, одного из самых циничных и противоречивых героев мировой драматургии, человека волевого, действенного, ни перед чем не останавливающегося, не привыкшего отступать, — вспоминает в своей книге разговоры с отцом дочь Соломона Михоэлса Наталья Вовси-Михоэлс. — Я хочу попытаться психологически разгадать природу, характер, душевный строй врага — врага всего человеческого, всего прекрасного, врага морально — устойчивого, сильного, нашего сегодняшнего врага». Точнее не скажешь. В своей записной книжке актер писал: «Работа над Ричардом в первый же момент должна отталкиваться от противоположности Ричарда всему окружающему миру».

Но эту роль Михоэлсу сыграть было не суждено: во время его командировки в Минске 12 января 1948 года по официальной версии из-за несчастного случая Михоэлс был сбит грузовиком. На самом деле было совершенно убийство, а тело выброшено на одну из глухих улиц города. Так шекспировская трагедия «Ричард III» воплотилась наяву в те, теперь уже далекие времена середины прошлого века. «Как страшен мир! Зло напролом идет,/ А все молчат…» Шекспир создал идеальный портрет тирана во все века, противоречивый образ которого на сцене всякий раз новый. Трагифарс режиссера Нины Чусовой – притча-размышление, драма и, в то же время, даже комедия с оттенками мюзикла. Режиссер размышляет об истоках жестокости властолюбца, его безудержном стремлении покорить всех и заставить поверить в свою безнаказанность, о безропотности окружения. Власть отравляет,  финал же — духовное самоубийство и, в конце концов, физический крах. Знакомые мотивы вне времени и социально-политических эпох. У каждого персонажа спектакля – своя трагическая история в капкане изощренных хитросплетений Ричарда III. Каждый образ шекспировской хроники филигранно сыграли актеры: Сергей Виноградов, Марк Вдовин, Владимир Андриянов, Екатерина Гусева, Ольга Остроумова, Юлия Хлынина, Виталий Кищенко, Валерий Яременко, Дмитрий Журавлев, Вячеслав  Бутенко и другие. Сила таланта артиста, как известно, — в создании своего оригинального образа, воплощенного на сцене в сотворчестве с режиссером. Как видим, Ричард III бессмертен, стоит только внимательно приглядеться к нему и, вместо четырех вековой давности, перед нами предстанет день сегодняшний с перелицованной тридцатилетней войной Алой и Белой розы. Место действия – планета Земля, время действия — безвременье, где правят тираны-властители.

Фото: пресс-службы театра им. Моссовета

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.