в спектакле «Мама, я блогер!» в Центре им. Вс. Мейерхольда
Многие сегодня стремятся стать популярными блогерами: доход, престиж, связи. Ведут блоги многие, но у одних просмотры зашкаливают, другие перебиваются разовыми «лайками». Чем примитивнее, непритязательнее тема, тем она востребованнее и доходы автора растут. Всемирная паутина, захватывает мир, умело делая виртуальное реальным.
В этой истории про старшеклассников — влюбленных Зою и Мишу всё происходило вполне обыденно – вместе в школе, на вечеринках, в гостях. Романтические чувства перерасли в любовь. Теперь она ждет ребенка. Будущий юный папа незаметно исчезает с горизонта. Но внезапно ситуация круто меняется…
Творческое объединение «Вахтанговский практикум», Центр им. Вс. Мейерхольда и театр «Школа драматического искусства» представили премьеру режиссера Аси Князевой по пьесе Александры Стрижевской «Мама, я блогер!», где многое неоднозначно и, в то же время, узнаваемо. Лихо закрученное действие с извилистыми поворотами судьбы девушки напоминает, скорее, современный психологический детектив на тему «из грязи в князи». На сцене — улица, школа, дом, нескладные подростки, любовь, перепалки с матерью, скудный быт «прожиточного минимума».
Заманчиво светятся неоновые указатели «Выход». Откуда и куда? Что выбрать? Как не потеряться в этой жизни? У подростков своя жизнь, у взрослых – своя. Они пересекаются чисто условно, не находя общего языка. Зоя остается наедине со своими проблемами — оставить ребенка или всё же избавиться от него? Стоит ли производить на свет ничем не обеспеченное чадо, не говоря уже о несуществующей отцовской заботе? Теперь простодушной доверчивой Зои самой решать, как строить будущее.
Мать Зои – властная женщина, в прошлом известная инстаграммщица, в ужасе от того, что дочь станет мамой. Когда-то она сделала свой прибыльный бизнес на сюжетах о дочери – рекламе подгузников, игрушек, детских курсов, средств от растяжек и т. п. Нынче её доходы просели — дочь выросла, и демонстрировать для молодых мам стало нечего. Выживать как-то надо, тем более, что дочь беременна. Бывшая инстазвезда пытается переломить ситуацию и, четко просчитав сложившиеся обстоятельства, приходит к оригинальному решению.
Жизнь Зои теперь делится на прошлую – мечтательную, восторженную, и нынешнюю – суровую реальную. Ей приходится расстаться с юношескими мечтами, верой в любовь, дружбу, человеческие ценности. Прислушавшись к голосу Ангела, единственный, кто оказался рядом, она всё же решает оставить ребенка. Зритель, понятно, роняет невольную слезу, ожидая, трогательной развязки – восторга от принятого благородного решения девушки и заслуженного наказания бросившего девушку отца ребенка. Далее должны бы зазвучать торжественные фанфары в честь нравственной победы молодой будущей матери над сложными жизненными обстоятельствами. Но…
Вместо этого на сцене в ослепительных лучах прожекторов появляется вовсе не та неказистая девчонка-подросток в невзрачном «прикиде», которая когда-то пыталась достучаться до матери, чтобы та бросила, наконец, свой блог, шла на работу и купила ей кеды вместо изношенных. «Всем чмоки, чмоки, чмоки!» — приветствует всех блистательная молодая дама в элегантном синем костюме, в которой едва можно узнать прежнюю наивную Зою. Теперь она сияет в популярных ток-шоу, направо-налево раздает интервью, автографы, снимается в рекламе, приносящий немалый доход. Откуда такое преображение?
Она бросила дерзкий выбор судьбе, отказавшись от своих нравственных идеалов. Теперь она с легкостью переступает через всё, что когда-то было для неё важным и ценным. Сегодня для неё главное – популярность, нажива, когда всё в сеть на продажу. Изменилась не только внешность девушки — поменялось мировоззрение, другой стала душа. Вспоминает ли она отца ребенка? Она признается, что его судьба её не интересует, и это была вовсе не любовь, а просто гормоны. Впрочем, на её лице-маске высвечивается другое. Пытаясь казаться безразличной и равнодушной к прошлому, воспоминания гложут её. Она боится в этом признаться себе, а тем более огромной аудитории, которая с нетерпением и обожанием ждет каждого её появления в интернете с бесконечными советами для неопытных мам.
В паутине, как в обычной, так и во всемирной, паук, поймав в свои ловчие сети добычу, полностью её обездвиживает и съедает. Не произошло ли так с героиней спектакля «Мама, я блогер!», которую ярко и мастерски сыграла актриса Анна Карабаева. «Я думала, что у меня впереди целая жизнь, и в ней столько открытий! А она началась и сразу всё – обрыв, конец…», — с недоумением обращается она в пространство и к себе. Молодая актриса создала достоверные запоминающиеся образы — нескладного подростка и сногсшибательной звезды интернета.
Мать школьницы в исполнении Софьи Игрушкиной – восторженная и, в то же время, весьма прагматичная дамочка, почти на грани безумия от своей виртуальной славы в интернете. Её образ нарочито туповат, она многословна и весьма навязчива в своих умопомрачительных сентенциях. Ангел в спектакле (Антон Власов) предстает несколько надумано-искусственным и елейно-переслащенным, а его благие напутствия, увенчавшиеся появившимся на свет ребенком, привели фактически к обогащению звезды интернета.
Но теперь в паутине можно спрятаться и от себя, и от реальности. Но вдруг паук-соблазнитель освободит из своих цепких объятий Зою, которая, не ведая того, превратилась в его очередную жертву? Может, придется позвать на помощь Ангела?
P. S. Достоинства спектакля: актуальность, динамичность, злободневность. Пьеса – небанальна, скорее похожа на сценарий для фильма с мобильника. Ребята-школьники создают реальную картину общества, в котором существует героиня — молодые актеры — выпускниками ГИТИСа, театрального института им. Б. Щукина и СПбГАТИ играют с энтузиазмом, творчески подходя каждый к своей роли. .Декоративно-художественное и музыкальное оформление — выразительно, оригинально, тематически точно. Костюмы – любопытны, типичные для каждого персонажа. Задача режиссера – заставить зрителя думать выполнена.
Фото автора.